Инволюция молочных желез

Инволюция молочных желез

Вынесенный в заголовок термин «инволюция» в медицине означает возрастную деградацию ткани, органа или функции; дословно – развитие в обратном направлении. Это естественная, закономерная и, увы, неизбежная физиологическая тенденция (за исключением явно патологических, слишком ранних или быстрых инволюционных процессов).

Инволюция молочных желез имеет свои специфические особенности, но в общем случае заболеванием не является. Этот процесс связан, в первую очередь, с известными гормональными перестройками в женском организме, а также с его индивидуальными характеристиками, поэтому очевидная разница в состоянии и внешнем виде молочных желез, зачастую наблюдаемая у женщин одного паспортного возраста, на обыденном уровне объясняется, как правило, «везением», «правильной диетой», «умением следить за собой» и другими аналогичными факторами, которые в действительности имеют или весьма отдаленное отношение к реальному инволюционному процессу, или вовсе на него не влияют.

В онтогенезе женского организма, т.е. в его индивидуальной эволюции, выделяют несколько важнейших периодов: репродуктивный (окончание пубертата – примерно 45 лет), климактерический (45-60 лет) и период старения (с 60 лет). Указанные рамки, конечно, очень условны, они широко варьируют в зависимости от множества факторов – образ жизни, число наступивших и выношенных беременностей, физическая активность и доминирующий психоэмоциональный фон, и т.д. Однако наиболее значимым фактором в этом плане является функционирование системы нейрогуморальной регуляции, – проще говоря, соотношение вырабатываемых эндокринными железами гормонов, в первую очередь половых (эстрогены, прогестерон, пролактин, окситоцин и т.д.), а также соматотропина, тироксина, инсулина и др.

Именно от колебаний гормонального фона, даже в рамках нормального менструального цикла, состояние молочных желез зависит в наибольшей степени.

Соответственно, патологическая инволюция может быть обусловлена широким спектром причин, существенно влияющих на секреторную активность эндокринных желез и меняющих гормональную формулу:

собственно эндокринные заболевания;
патологические процессы в органах репродуктивной системы (хронические инфекции и воспаления, эндометриоз, опухоли и т.д.);
генетические факторы (наследственная предрасположенность);
ожирение;
продолжительный и бесконтрольный прием гормонсодержащих препаратов (например, противозачаточных или глюкокортикостероидных).
Такие факторы, как постоянные физические и психологические перегрузки, дефицит здорового сна и отдыха, искусственные и спонтанные прерывания беременности, курение, алкоголь и наркотики, – однозначно и существенно повышают риск патологически ранней и быстрой инволюции, причем это касается не только груди.

Различают несколько разновидностей инволюционной дегенерации паренхиматозной железистой ткани: жировая, фиброзная, сочетанная фиброзно-жировая (замещение паренхимы одновременно соединительной и липидной тканями), фиброзно-кистозная (при которой в груди образуются заполненные жидкостью полости, пальпируемые как шарообразные уплотнения или узелки).

Каждая из указанных разновидностей обладает собственной спецификой, однако наиболее общими тенденциями являются уменьшение желез в объеме, утрата упругости и способности «держать форму», следствием чего становится сморщивание и провисание (мастоптоз). Во многих случаях процесс сопровождается образованием пигментных пятен и/или папиллом, сухостью кожи или мацерацией (мокнутием) под железами, болевым синдромом и другими неприятными ощущениями, иной раз настолько интенсивными, что показано применение обезболивающих и седативных препаратов.

Ряд авторов обращают внимание на сопутствующие психологические расстройства (подчас выраженные до психиатрической степени), которыми могут сопровождаться подобные изменения: эмоциональная лабильность, дистимия, канцерофобия и т.д.

Состояние молочных желез диагностируется в ходе маммологического осмотра. Дополнительно, для уточнения степени и характера дегенеративных изменений, могут быть назначены УЗИ, маммография, дуктография (галактография, т.е. рентген-контрастное исследование млечных протоков), термография, компьютерная томография, сцинтиграфия, биопсия, а также серия лабораторных анализов, прежде всего эндокринологических. По мере диагностической необходимости для консультации и специального обследования привлекаются профильные специалисты (онколог, гематолог, эндокринолог и т.д.).

В случаях патологической инволюции ведущим направлением лечения является заместительная и корригирующая гормональная терапия. Если такие изменения носят вторичный характер и развиваются на фоне более общего патологического процесса, первоочередной задачей становится лечение основного заболевания или купирование его обострения.

Вопрос о пластико-хирургической коррекции молочных желез рассматривается при заведомо преждевременной и выраженной инволюции. Во всех прочих случаях, когда естественный процесс вызывает только косметический дискомфорт, необходимость вмешательства является очень спорной и обсуждается, как правило, в связи с настойчивыми (и далеко не всегда адекватными) требованиями пациентки. Однако технические возможности в настоящее время действительно велики, и коррекция формы груди является одной из самых востребованных пластических операций.

В заключение следует вернуться в сугубо клиническое русло и лишний раз (вернее, отнюдь не лишний) подчеркнуть обязательность регулярного наблюдения у гинеколога. При появлении признаков инволюции молочных желез, вероятней всего, стоит пройти внеочередное обследование.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.